Главная страница / Полимеры / Технологии / Флексографская печать / Рынок упаковки с флексопечатью глазами производителейКарта сайта | Контакты

Рынок упаковки с флексопечатью глазами производителей

31 января 2007
// по материалам журнала "PakkoGraff"

Взгляд изнутри

Современный рынок упаковки с флексопечатью развивается с завидной динамичностью. На нем присутствуют не только игроки с многолетним опытом печати, но и появившиеся в связи с возрастающим спросом на красочную упаковку молодые предприятия.Очевидно, что на рынке упаковки с флексопечатью, как и на любом другом, есть свои особенности и «подводные камни», о которых никто не знает лучше производителей. Кроме того, не следует забывать, что неизбежно возникают особенности при работе в различных регионах России, не говоря о других странах бывшего СССР. Поэтому мы решили взглянуть на рынок гибкой упаковки с флексопечатью глазами игроков и попросили проанализировать его состояние представителей компаний-печатников нескольких регионов: Северо-Западного — ЗАО «Конфлекc СПб», Урало-Сибирского — ОАО «Уралпластик». Интересны взаимоотношения производителей стран ближайшего зарубежья с российским рынком сбыта. С вопросами, касающимися подобного взаимодействия, мы обратились к представителям самостоятельной фабрики флексографской печати ООО «Наргус», расположенной в Харькове.

Занятые позиции

     Развитие флексопечати в России определяется все возрастающим спросом на упаковку в целом. В последние годы, в связи с развитием конкуренции на пищевых рынках (которые являются основными), предъявляются более жесткие требования к гибкой полимерной упаковке.
     Так, по результатам анкетирования посетителей супермаркетов Москвы и Екатеринбурга, проведенного летом прошлого года по заказу екатеринбургской компании «Уралпластик», можно лишний раз сделать вывод: упаковка — второй, после цены, фактор, влияющий на первую покупку того или иного продукта. Следовательно, выбор качественной упаковки с хорошей полиграфией — залог успеха каждого производителя массовых товаров. К тому же, современные производители постепенно запускают современные технологические линии по производству продуктов питания, стремясь выйти в сегмент класса «премиум», где уже многие годы превалируют западные поставщики. Упаковка при этом по своему внешнему виду и качеству, разумеется, должна соответствовать классу продукции.
     Широкое присутствие иностранных печатников в СНГ, несмотря на высокие трансакционные издержки, объясняется следующими основными факторами: дефицитом мощностей, производящих сложную печать, и использованием печатниками дешевых полуфабрикатов. Кроме того, большинство из них не может обеспечить требуемое качество упаковки, что связано с невозможностью передать при печати требуемое количество цветов и полутонов, а также, к сожалению, со значительным процентом брака.
     Специалисты сходятся во мнении, что импортная продукция оправдывает себя в том случае, если российский производитель не может из-за особенностей сырья, технологий и т. д. удовлетворить запросы клиентов по качеству упаковки.
     «В то же время отечественный рынок активно развивается и через несколько лет крупные отечественные производители в целом смогут заместить импорт», — считает Максим Вайнберг, директор по развитию компании «Уралпластик» (Екатеринбург). Эта компания на протяжении уже многих лет является ведущим игроком в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах. По оценкам специалистов компании, на целевых сегментах доля «Уралпластика» приближается к 8 %. Однако в некоторых из них, например, на рынке СМС, она доходит до 50 %. Сегодняшние позиции предприятие завоевало благодаря выбранной стратегии предоставления по возможности полного комплекса услуг, начиная с производства пленки и заканчивая разработкой дизайна упаковки, а также послепродажным сопровождением продукта. На «Уралпластике», по сравнению с другими региональными предприятиями, высокий уровень технологической базы и многолетний опыт производства гибкой полимерной упаковки. Реальными конкурентами «Уралпластик» считает всего несколько компаний, и те расположены в Центральном регионе России. Это ЗАО «Мультифлекс» (Москва), ЗАО «Эдас Пак» (Москва), ЗАО «Конфлекc СПб», компания «Охта» (Санкт-Петербург), ЗАО «Славника» (Переславль-Залесский).
     Касаясь вопроса качества отечественной упаковки с печатью, Максим Вайнберг отмечает, что в целом на рынке уровень остается невысоким. Качество печати для потребителя сегодня — это, прежде всего, соответствие цветопробе и повторяемость изображений. А добиться этого могут только компании с отлаженным технологическим процессом и квалифицированным персоналом. Поэтому очень большое значение имеет время присутствия компании на рынке.
     Оценивая состояние рынка флексопечати в Северо-Западном регионе, Надежда Пантелеева, директор по маркетингу ЗАО «Конфлекc СПб», сообщила, что здесь в полной мере действует правило Паретта, согласно которому 20 % клиентов приносят 80 % прибыли, а 20 % действий — 80 % результата. Применительно к рынку данное утверждение можно перефразировать следующим образом: 80 % рынка удерживают 20 % игроков, а 20 % рынка — 80 % игроков. При этом 20 % игроков — это примерно десять компаний, которым принадлежат различные доли рынка: от 5 % до 15 %. Долю собственного предприятия на «Конфлекc СПб» определяют равной 5 %, т. е. причисляют себя к десятке лидеров.
     К своим ближайшим конкурентам «Конфлекc СПб» относит такого серьезного регионального игрока как ООО «Полиграфоформление-Флексо» (Санкт-Петербург) — одно из производств ОАО «Полиграфоформление», история которого насчитывает более 120 лет (предприятие существует с 1879 г.). Доля на рынке ООО «Полиграфоформление-Флексо», по мнению Надежды Пантелеевой, составляет 7 %. В любом случае, следует учесть возраст «Конфлекc СПб», которому всего 2,5 года (компания образована в июне 2001 г.), результаты для столь непродолжительного срока достаточно весомые.
     Сравнивая себя с конкурентами, «Конфлекc СПб», неоспоримым преимуществом перед многими считает портфель заказов, который состоит из упаковочной продукции для различных сегментов. Подобный подход позволяет нивелировать сезонные колебания спроса на упаковку в различных отраслях. Для «Полиграфоформления» характерен уклон в сторону кондитерской упаковки. С одной стороны, очевидное преимущество — доскональное знание сегмента и отточенность технологий, с другой, — ощутимая зависимость от сегмента.
     На рынке рулонной упаковки украинское ООО «Наргус» появилось в 1997 г. Относительно небольшое украинское предприятие планирует со временем составить некоторую конкуренцию российским производителям, поставляя в примыкающие к Украине регионы свою продукцию. В этой связи была налажено сотрудничество «Наргуса» с ООО «Пищевая упаковка» (Белгород).
     Директор по продажам компании «Наргус» Олег Михайлусь реально оценивает возможности предприятия: по его словам, доля «Наргуса» не будет значительной для российского рынка. Однако Россия — страна со стабильно растущим спросом, а с некоторыми производителями (ЗАО «Верофарм (Воронеж), Самарской и Тольяттинской кондитерскими фабриками, кондитерским комбинатом «Кубань», Белгородским и Краснодарским хладокомбинатами и др.) у «Наргуса» уже налажены регулярные поставки. Как показывает опыт, Россия — хороший рынок сбыта, интерес российских компаний к украинской упаковке постепенно растет. Олег Михайлусь считает, что клиентам нужен надежный поставщик и неважно, на территории какой страны расположено его производство. Расходы на транспортировку, когда предприятие находится в относительной близости от Украины, незначительно влияют на цену готовой упаковки, а ее качество стабильно остается на достаточно высоком уровне. Интересно, что даже на территории Украины заказчики стараются наносить печать на русском и украинском языках.
     К серьезным игрокам украинского рынка «Наргус» причисляет ОАО «Укрпластик» (Киев), которое производит не только современную упаковку с высококачественной печатью на основе собственных полимерных пленок, но и многослойные упаковочные материалы, а также ЗПУ «Блиц-флекс» (Киев), который входит в состав крупного полиграфического предприятия Украины ЗАО «Холдинговая компания “Блиц-Информ”».

Ценовая политика

     Поскольку абсолютно все производители на рынке стремятся зарабатывать деньги, проблеме установления цены уделяется достаточное внимание как в России, так и в других странах СНГ. Это объясняется, с одной стороны, желанием привлечь новых заказчиков, с другой, — реальной конкуренцией.
     Заметим, на «Конфлекс СПб» считают, что, хотя Россия пока значительно уступает по объему потребления упаковки на душу населения от западных стран, но спрос заметно растет, готовой упаковки требуется все больше, одно предприятие при всем желании не сможет удовлетворить запросы целого региона. Поэтому говорить об острой конкуренции в России пока преждевременно. Самое важное на данный момент — выдержать конкуренцию с собой, что предполагает постоянное совершенствование и развитие не только производственной базы, но и количества, и качества предоставляемых услуг.
     Важно, что грамотно просчитанные цены в производстве гибкой упаковки с печатью имеют один и тот же экономический стандарт и не могут принципиально отличаться. Отрыв в сторону увеличения цены подразумевает лучшее предложение по качеству: производитель обладает уникальным оборудованием или технологией. Если же цена ниже среднерыночной, это означает низкий уровень качества, либо то, что цена неверно просчитана или предприятие прибегает к демпингу.
     На «Уралпластике» придерживаются того же мнения: главным для потребителя является не цена, а качество упаковки (это утверждение косвенно подтверждается большими объемами импортной дорогой флексопечатной упаковки на рынке). Игроки, которые заботятся о качестве, устанавливают более высокую цену. Кроме того, ценовой фактор не является препятствием росту рынка упаковки с печатью. В конечном счете, потребитель только выигрывает и имеет возможность выбирать наиболее подходящее для себя сочетание цены и качества.
     «Безусловно, законы рынка влияют на цену. В регионах, где сконцентрировано большое количество печатных производств, цена на обычные виды упаковки несколько ниже, чем на востоке России. Крупные потребители, действующие по всей России, могут выбирать наиболее предприимчивого поставщика, они регулярно проводят тендеры и прекрасно знают среднерыночную цену. Поскольку все печатники стремятся получить значительного заказчика, цены для данной категории клиентов относительно близки у всех крупных производителей упаковки. Например, Procter & Gamble, находясь в Центральном регионе, закупает основной объем упаковки для СМС у «Уралпластика». И дело не в том, что «у себя» они не могут найти более низкие цены, — считает Максим Вайнберг, — дело в качестве упаковки».
     В последние годы прибыльность украинских печатников из-за высокой конкуренции стала заметно снижаться. Входные цены на сырье изначально высоки, многие поставщики сырья и полуфабрикатов перешли на оплату в евро. При таком положении дел действительно невыгодно значительно редуцировать цену на готовую продукцию. На «Наргусе», например, некоторые скидки предполагаются лишь при регулярных заказах крупных партий упаковочной продукции.
     В этой связи, здесь считают лучшим способом привлечения как украинских, так и российских заказчиков выполнение взятых на себя обязательств и предоставление гарантии стабильного качества, а не снижение цены. «Потребитель нашей продукции едва ли сможет сразу сделать выбор в пользу того или иного печатника. Цены у различных поставщиков примерно на одном уровне. Проверить стабильность поставщика и качество изготовляемой им продукции можно, только проработав с предприятием продолжительный срок и сравнив с его с другими», — полагает Олег Михайлусь.

Организация работы

     Компания «Конфлекс СПб» имеет резерв в мощностях порядка 10 %. С целью минимального простоя оборудования, а также для своевременного выполнения заказов производство работает без выходных в трехсменном режиме. В планы руководства входит расширение предприятия, потому что уже сейчас очевидно: даже при неизменной доле присутствия на рынке в процентном выражении, в связи с постоянным ростом рынка очевиден прирост объема заказов у «Конфлекс СПб» в абсолютных единицах. Следовательно, для удовлетворения все возрастающего спроса потребуются дополнительные производственные мощности.
     Печатные мощности «Уралпластика» загружены ровно на столько, чтобы поддерживать максимально эффективный в экономическом плане уровень производства, при условии обеспечения требуемого качества готовой продукции. Оптимальный уровень загрузки здесь определен в 80 %. Как только он достигается, принимается решение о закупке новой машины флексопечати. Эта система уже хорошо зарекомендовала себя и отработана на предприятии. «Уралпластик» работает уже более 60 лет, соответственно, велик износ основного оборудования, поэтому большая часть его за последние годы была заменена на новое.
     Предвосхитив бурный рост рынка гибкой полимерной упаковки, «Уралпластик» сконцентрировал усилия на конкретных целевых сегментах, разработав для них уникальные виды упаковок, к которым относятся соэкструзионные ПЭ-пленки, вакуумные ПА-пленки (как ориентированные, так и пленки для формования), К-твист. Кроме того, сейчас на рынок выводится целая линейка пакетов («дой-пак», вакуумные пакеты, пакеты для хлеба, курицы и макарон).
     Одновременно с разработкой продуктов выстраивается современная сбытовая сеть, состоящая из сети региональных представительств и дилеров. К тому же, с основными клиентами ведется постоянная работа, предприятие старается определить и решить проблемы заказчика на стадии возникновения.
     На «Наргусе» считают, что стремиться к привлечению новых клиентов необходимо всегда, как бы полно ни были загружены производственные мощности. На сегодняшний день мощности загружены на 70 %. Хотя, несомненно, предприятие старается подобрать таких заказчиков, работать с которыми достаточно выгодно. Это естественный процесс: заказчики выбирают производителей, производители подбирают клиентов с оптимальными заказами, благо, есть такая возможность.
     Здесь готовятся к сертификации на соответствие требованиям стандарта менеджмента качества ISO-9000. Но сертификация — дело достаточно сложное. Чтобы действительно соответствовать данному стандарту, одного желания недостаточно. Необходимо изучение и реорганизация многих процессов на «Наргусе». Поэтому внедрение международной системы менеджмента качества займет еще некоторое время.
     «Пока представители ведущих компаний проводят предварительный аудит на нашем предприятии, осматривают складские помещения, изучают технологические процессы, выставляют свои требования. В случае, если они обоснованны, мы стараемся внести необходимые изменения, чтобы при последующем аудите асессоров все устроило», — рассказывает Олег Михайлусь.Надо отметить, что к соответствию требованиям стандарта менеджмента качества стремятся практически все предприятия отрасли.