Главная / Полимеры / Технологии / Производство упаковки / А ПЭТ все-таки лучше Карта сайта | Контакты

А ПЭТ все-таки лучше

1 февраля 2007
// Дмитрий Слепнев

Это самый сжатый, концентрированный аргумент в пользу ПЭТ-упаковки перед стеклом. Все остальное — лишь дополнение к этому главному и неоспоримому преимуществу. Преимуществу, победить которое стеклянная тара уже никогда не сможет.
      
     Остальные не менее известные преимущества: внешняя схожесть со стеклом, не бьется, герметичная укупорка винтовой пробкой и т. д., и т. п. Эти преимущества делают ПЭТ-бутылку объектом огромных инвестиций на протяжении уже почти двадцати лет.
      
     Упаковка — это бизнес, который демонстрирует высокий темп развития уже не первый год, а полимерная упаковка — это вообще рынок, с которым связывают свои главные надежды на светлое будущее подавляющее большинство упаковщиков. А среди полимерной упаковки есть свой лидер — ПЭТ (полиэтилентерефталат).
      
     В России ПЭТ-упаковка применяется около десяти лет. И характерно, что в России, по сути, не было периода сложного входа на рынок этого нового вида упаковки, борьбы с альтернативными вариантами, «долгого завоевания потребителя» — все эти проблемы уже были пройдены на Западе, и в Россию пришла комплексная, отработанная система, включающая все аспекты создания конечного упакованного продукта, которую нужно было только применить. Что и было сделано. Тем более что ПЭТ-упаковка появилась в России в период явного дефицита упаковочных средств вообще и стеклотары, в частности.
      
     И вот на протяжении десяти лет рынок растет и развивается. За этот срок обеспечение потребителей преформами почти полностью заместило импорт, и теперь осуществляется исключительно за счет российских производств. В целом объем рынка ПЭТ-бутылок составляет около 10 млрд шт. в год.

Вопросы

Современное состояние рынка предопределяет появление ряда вопросов, а именно: какие составляющие этого рынка развиваются сейчас и будут развиваться дальше? Является ли это развитие действительным или мнимым?
      
     Основные продукты, пакуемые в ПЭТ, — это безалкогольные напитки и минеральная и питьевая вода. К примеру, «минералка» на более чем 85 % разливается в ПЭТ.
      
     Но у этих рынков в России проявилась своя специфика. Рынок напитков состоял практически полностью из газированных напитков, и от ПЭТ-бутылки, при всех ее изначальных преимуществах, требовалась еще и функция удержания CO2, но за последнее время во всем мире доля чистой негазированной питьевой воды выросла значительно, в том числе и в России. Функция газоудержания достигается с использования стандартов горла бутылок — BPF (British Plastic Federation) или PCO (Plastic Closure Only). А для «спокойной» воды создан стандарт 30/25 High & Low. Бутылки стандартов BPF & PCO более материалоемкие — их вес составляет 23–28 г (для бутылок емкостью 0,5 л), вес же бутылки стандарта 30/25 аналогичной емкости составит уже 18–20 г. Экономия от 5 до 8 г на каждой единице упаковки в стоимостном выражении составит от 19 до 30 коп. Только на рынке России этого стандарта до сих пор не было, хотя в Европе он существует уже очень давно. Очевидно, стоит ждать в ближайшем будущем бурного развития этого стандарта.

Пиво и ПЭТ

Практически все специалисты в сфере ПЭТ-упаковки связывают дальнейший рост своей отрасли с пивным рынком. Пиво в ПЭТ — это очень удобно и практично. По отношению к пиву материал, из которого сделана пластиковая бутылка, абсолютно аморфен и никак не отражается на вкусе пива.
      
     У ПЭТ есть ряд проблем. И главная — газопроницаемость. Кислород может попасть в ПЭТ-бутылку не только при розливе или через пробку, но и в процессе хранения сквозь стенки бутылки. И пиво — это один из наиболее чувствительных к кислороду продуктов (см. таблицу 2).
      
     В случае с пивом, прозрачность ПЭТ из преимущества становится ограничением — пиво чувствительно и к УФ-излучению, и хотя в ПЭТ добавляются коричневые красители, практически решающие проблему УФ-влияния, рекомендуется все же избегать попадания на бутылки прямых солнечных лучей.
      
     Все-таки основными условиями хранения пива в любой упаковке является соблюдение температурного режима, указанного на этикетке, и хранение в затемненном месте.
      
     В России пиво в ПЭТ появилось сравнительно недавно, и за предельно короткий срок достигло доли в 29 %. На сегодняшний день почти 1,5 млрд ПЭТ-бутылок используется в России для упаковки пива. Такого больше нет ни в одной стране мира. Но это отнюдь не означает, что на Западе нет пива в ПЭТ-бутылках. Есть, и более того, именно там проводятся все научно-исследовательские работы по созданию ПЭТ-бутылки, удовлетворяющей пивоваров на все сто.
      
     На сегодняшний день существуют решения проблем пива в ПЭТ-упаковке — это использование многослойного ПЭТ или напыление защитного слоя. Но проблема первого — это зачастую неудовлетворительный внешний вид бутылки и, самое главное, ее высокая цена. Проблема второго — это то, что осуществлять процесс покрытия должен сам боттлер, а для этого нужно специальное оборудование и специалисты, и т. п., и цена снова получается слишком высокой.
      
     Конечно, доля пива в ПЭТ составляет почти 30 %, рынок в 1,5 млрд единиц не даст покоя крупнейшим мировым компаниям, занимающимся разработкой новых типов ПЭТ с повышенными барьерными свойствами. Например, таким, как BP, M & G, Owens Illinois или Krones. Россия могла бы стать для них прекрасным местом «обкатки» своих новых решений и потенциальным рынком сбыта. Большим рынком.

Добавки

Естественным решением повышения срока годности пива в ПЭТ стало использование особых добавок в ПЭТ (наподобие красителей), которые повышали бы барьерные свойства ПЭТ и, что особенно важно, абсорбировали бы кислород, влияющий на свойства пива.
      
     Уникальных, запатентованных видов ПЭТ с высокими барьерными свойствами и кислородопоглощающей функцией уже предостаточно. Это и Actituf, и Amosorb, и AmberGuard, и Oxbar, и Aegis и пр. Только реальная польза от этих материалов проявляется только при использовании их как слой в многослойных ПЭТ-бутылках. А на уровне добавки… увы. Полезность этих новаций, представляемая разработчиком, — расчетная, а на практике испытания идут уже давно. Результаты, демонстрирующие реальный эффект, никем фактически не представлены.
      
     Первая попытка в России состоялась меньше года назад. Компания «Браво» выпустила партию «Бочкарев Экспортное» в ПЭТ-бутылке с добавлением Nylon MXD6. Эта добавка действует и на пассивном (т. е. повышает свойства ПЭТ удерживать СО2), и на активном уровне (т. е. абсорбирует кислород, попадающий в бутылку). Вероятнее всего, это был в большей степени эксперимент, испытание упаковки из ПЭТ с добавкой.
      
     Ближайшие же реальные результаты будут представлены компанией M & G в союзе с Sun Interbrew. Сегодняшние продажи «Клинского» в упаковке «пивопак» — это, по сути, тест рынка, а заодно и тест материала Actituf. Необходимо признать, что внешний вид бутылки «пивопак» явно проигрывает обычным коричневым, «пивным» ПЭТ-бутылкам: явные дефекты на горле бутылки, «болотный» цвет. При этом рекламный слоган — «Качество бутылочного пива» — поощряет существующее заблуждение, что пиво в ПЭТ чем-то отличается от пива в стекле. Не отличается. По крайне мере, в течение 2–3 недель после разлива.
      
     Если же учитывать тенденцию увеличения сроков реализации пива на рынке, то увеличение срока годности пива до 3-х месяцев (как заявлено, к примеру, на упаковке «пивопак») — это значительные перспективы для новых видов ПЭТ. Однако это касается, в первую очередь, национальных брендов, отгружаемых по всей стране. Для региональных и местных брендов, специфика которых — акцент на «свежесть» пива, — обычная коричневая ПЭТ-бутылка вполне достаточный и успешный вариант.

Термостойкость

Еще одно направление развития ПЭТ-упаковки — это повышение ее термостойкости. Огромные потенциальные рынки — это упаковка для соков, нектаров, энергетических напитков и т. п. ПЭТ-бутылки для таких продуктов характеризуются тем, что, во-первых, дизайн бутылок иной, и, во-вторых, фасовка многих продуктов осуществляется в разогретом виде, а традиционный ПЭТ предполагает верхний температурный режим около 70°С.
      
     Конструктивно изменение дизайна означает лишь увеличение диаметра горла бутылок — от 28 мм к 38 мм и более. При этом во многих странах проявилась своя специфика. Так, некоторые боттлеры сделали выбор в пользу бутылок с диаметром 43 мм (особенно в США для продуктов «горячего розлива»), а в Великобритании получили распространение бутылки с диаметром в 35 мм. Забавно, что бутылки с широким горлом стали использовать и для питьевой негазированной воды.
      
     На сегодняшний день верхний температурный предел для термостойкого ПЭТ немногим более 90° С, что уже достаточно высокий показатель, позволяющий осуществлять так называемый «горячий» розлив. В ближайшее время ряд компаний предполагает повысить этот уровень до 120° С.