Главная / Статьи / Разное / Дизельный кризис разбавляют керосиновым Карта сайта | Контакты

Дизельный кризис разбавляют керосиновым

11 ноября 2011

Требование Минэнерго, предъявленное нефтяным компаниям по сокращению экспорта дизельного топлива (ДТ), направлено на сокращение дефицита зимнего дизтоплива. И хотя в Минэнерго заверяют, что они контролируют ситуацию и резервы топлива достаточны, но, тем не менее, идея по поводу увеличения экспортных пошлин на ДТ до запретительного уровня уже была озвучена. По мнению экспертов это может привести к реальной нехватке авиакеросина.

Введение в РФ более строгих экологических стандартов может вызвать второй виток топливного кризиса. Решить проблему дефицита бензина в апреле 2011 года, вызванную переходом на стандарт “Евро-3”, смогли путем отмены запрета на стандарт ”Евро -2”. Пришлось также повысить до 90% ставку экспортной пошлины от пошлины на нефть. Велика вероятность получения похожей ситуации к ноябрю в отношении зимнего ДТ и авиакеросина. Что в свою очередь повысит цены на авиабилеты и сэкономить на путешествии будет уже не так просто.

По данным Минэнерго дефицит ДТ в 2012 году, вероятно, достигнет 5,5 млн.т., что может спровоцировать рост цен на него. В связи с этим Минэерго разослало нефтяным компаниям рекомендации по снижению экспорта малосернистого ДТ. В результате запрета с середины сентября продажи в России ДТ с содержанием серы более 500 ppm, отгрузка ДТ из Приморска с содержанием серы 10 ppm по прогнозам составит не более 100 тыс. в ноябре. За октябрь 2011 года эта цифра составила – 200 тыс, а за август — 560 тыс. Это говорило о стабильной ситуации на внутреннем рынке в то время. Многим предприятиям пришлось экспортировать газойль с содержанием серы 0,1% и 0,2%, так как у них не было возможности отказаться от производства данного топлива.

Аналогичные обстоятельства складываются на рынке авиакеросина. В то время как пассажиропоток в аэропортах Москвы увеличился только за девять месяцев этого года на 17 %, объем производства топлива не увеличился.

Рекомендации Минэнерго нефтяным компаниям по поводу сокращения экспорта дизтоплива “Евро-2” и предложения снять с экспорта “Евро-5 и мешать его с высокосернистым ДТ, чтобы оно соответствовало действующему техрегламенту, остаются на уровне рекомендаций. Частные компании не спешат их исполнять. Чтобы изменить ситуацию Минэнерго может принять жесткие меры и даже ввести запретительную экспортную пошлину на ДТ. Хотя эксперты считают такое развитие событий маловероятным, и уменьшение экспорта в ноябре все же свидетельствует о том, что рекомендации министерства услышаны.

Еще одна проблема – это практически запертое в трубе “Транснефтепродукта” 3,5 млн.т. высокосернистого ДТ. Если при этом правительство увеличит экспортную пошлину на дизель, то возникнут проблемы с авиатопливом. Чтобы обеспечить внутренний рынок, нефтяные компании начнут из невостребованного сейчас летнего дизеля делать зимний, путем добавления в него авиакеросина. В результате с рынка исчезнет керосин.

Правительство ищет выход из сложившейся ситуации. Минэнерго считает, что держит ситуацию под контролем. На 1 ноября запас зимнего дизеля составляет 547,6 млн.т. и накопление продолжается. Минэнерго считает, что на сегодняшний день дефицита керосина и дизеля не существует, что резервы достаточны, значит, вопрос этот неактуален.