Главная / Новости / Разрушение строительного блока ПЭТ-пластика Карта сайта | Контакты

Разрушение строительного блока ПЭТ-пластика

16 апреля 2022

Ученые, которые первыми начали использовать ферменты для поедания пластика, сделали следующий важный шаг в разработке природных решений глобального кризиса пластика.

Фермент ТПАДО

Фермент ТРАДО. Фото: Рита Клэр, Университет штата Монтана.

Они охарактеризовали фермент, обладающий замечательной способностью расщеплять терефталат (ТРА), один из химических строительных блоков полиэтилентерефталатного (ПЭТ) пластика, который используется для изготовления одноразовых бутылок для напитков, одежды и ковров.

Результаты исследований

Исследование, которое опубликовано в The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), проводилось совместно профессором Джен Дюбуа из Университета штата Монтана и профессором Джоном МакГиханом из Университета Портсмута, который в 2018 году возглавлял международную группу, которая разработали природный фермент, способный расщеплять ПЭТ-пластик. Ферменты (ПЭТаза и МГЕТаза) расщепляют полимер ПЭТ на химические строительные блоки этиленгликоль (ЭГ) и ТРА. Это новое исследование описывает следующие шаги, особенно для управления TPA.

Профессор Дюбуа сказал: «Хотя ЭГ является химическим веществом, которое можно использовать во многих областях — например, он входит в состав антифриза, который вы заливаете в свой автомобиль, — TPA не имеет широкого применения, кроме ПЭТ, и при этом большинство бактерий не могут его даже переварить. Однако команда из Портсмута обнаружила, что фермент бактерий, потребляющих ПЭТ, распознает TPA как руку в перчатке. Затем наша группа в МГУ продемонстрировала, что этот фермент, называемый TPADO, расщепляет TPA и почти только TPA с удивительной эффективностью».

Джон МакГихан

Профессор Джон МакГихан. Предоставлено: Стефан Вентер, UPIX Photography

Ежегодно производится более 400 миллионов тонн пластиковых отходов, подавляющее большинство которых оказывается на свалках, и есть надежда, что эта работа откроет двери для улучшения бактериальных ферментов, таких как TPADO. Это поможет решить проблему загрязнения пластиком и разработать биологические системы, которые смогут превращать пластиковые отходы в ценные продукты.

Расщепление ПЭТ-пластика

Профессор МакГихан, директор Университетского центра ферментных инноваций, сказал: «За последние несколько лет были достигнуты невероятные успехи в разработке ферментов для расщепления ПЭТ-пластика на строительные блоки. Эта работа идет еще дальше и рассматривает первый фермент в каскаде, который может разобрать эти строительные блоки на более простые молекулы. Затем они могут быть использованы бактериями для производства устойчивых химических веществ и материалов, необходимых для производства ценных продуктов из пластиковых отходов.