Главная / Новости / Химики ставят первый флаг на берегу «острова стабильности» Карта сайта | Контакты

Химики ставят первый флаг на берегу «острова стабильности»

7 мая 2007

Химики ставят первый флаг на берегу «острова стабильности»

Несмотря на то, что от «сверхтяжелого» элемента № 112 ждали проявления экзотических свойств, радиохимики из Швейцарии обнаружили, что этот элемент обладает свойствами, характерными для своего положения в Периодической Системе.

Роберт Эйхлер (Robert Eichler) и Хайнц Геггелер (Heinz Gäggeler) из Института Пауля Шеррера подтвердили существования униубия, элемента № 112, а также продемонстрировали близость его свойств свойствам ртути, его ближайшего соседа по группе в Периодической системе.

Еще в 1960-е годы элемент №112 и боле тяжелые ядра существуют в районе так называемого «острова стабильности». Поиски этого «острова» велись как на Земле с помощью ускорителей, так и в космосе, при анализе вспышек сверхновых. Тем не менее, первое свидетельство в пользу существования униубия были получены лишь в 1996 году в результате работы исследователей из Института Исследования Тяжелых Ионов (Дармштадт).

Геггелер отмечает, что одиннадцать лет назад физики сообщили только о факте существования элемента № 112, не определив его химические свойства. Гипотезы, предсказывавшие поведение этого элемента противоречили друг другу. Предсказания говорили, что высокий положительный заряд ядра таких сверхтяжелых элементов должен влиять на сближенность электронов с ядром и приводить к увеличению скоростей их движения почти до значения скорости света. Остался открытым вопрос: будет ли элемент № 112 инертным, как благородные газы или его свойства будут более похожи на свойства ртути.

Геггелер отмечает, что для определения химического поведения униубия швейцарские исследователи исходили из факта образования ртутью амальгам со множеством металлов. Ученые создали золотую матрицу-детектор, в которой поддерживался температурный градиент от +30 до –180 градусов. В «холостых» тестах ртуть поглощалась первым «горячим» детектором, в то время, как инертные газы поглощались лишь последним, самым холодным.

Получив элемент № 112 реакцией между ядрами кальция и плутония, Айхлер и Геггелер обнаружили, что атомы униубия поглощаются участком детектора еще с относительно высокой, положительной температурой. Таким образом, делают вывод Швейцарские ученые, элемент № 112 всего лишь обычный аналог ртути.

www.chemport.ru