Главная страница / Полимеры / Портрет московских покупателей мороженогоКарта сайта | Контакты

Портрет московских покупателей мороженого

В период с декабря 2004 года по январь 2005 года консалтинговая компания "Регион" провела исследование, целью которого было составление портрета московского покупателя мороженого. В ходе исследования принималось во внимание ряд факторов: возраст, пол, образование, предпочтения по ассортименту, мотивация, средние суммы чека, частота совершения покупки, предпочтение по месту совершения покупки, известность определенных марок и брендов, медиа-предпочтения и проч. Анализ проводился с учетом разного уровня доходов респондентов. Портрет покупателя был составлен на основании наблюдений и опросов 850 человек приобретавших мороженое в московских торговых комплексах "Рамстор", "Перекресток", "АШАН", "Панорама"; в сети магазинов "12 Месяцев"; в дискаунтерах "Пятерочка"; и в специализированных палатках "мороженое" возле станций метро. Все опросы проводились в виде личных интервью.

Как показало исследование, большая часть покупателей мороженого (61%) — это женщины. А из 39% мужчин, совершивших покупку в предпраздничные и праздничные дни, не менее половины сделали это, как говорится, "по списку", или сиюминутно. Однако по признанию респондентов, их персональные вкусовые предпочтения учитывались близкими и родными, составлявшими эти списки продуктов, которые необходимо было приобрести к торжественному столу. Теперь давайте посмотрим, как распределились покупательницы и покупатели по возрастным группам (табл. 1):

Женщины
в возрасте до 20 лет
29%
в возраcте от 21-30 лет
26%
в возрасте от 31-40 лет
21%
в возрасте от 41-50 лет
12%
в возрасте от 56-65 лет
9%
в возрасте от 65 и более лет
3%
Мужчины
в возрасте от 21-30 лет
28%
в возрасте от 31-40 лет
25%
в возрасте до 20 лет
18%
в возрасте от 41-50 лет
15%
в возрасте от 51 до 60 лет
9%
в возрасте от 65 и более лет
5%

Таблица 1. Возраст опрошенных покупательниц и покупателей, совершивших покупку мороженого.

Семейное положение респондентов, совершивших покупку мороженого, выглядит следующим образом: 56% состоят в браке, 24% в браке не состоят, 9% состояли в браке и были разведены или овдовели и 11% опрошенных отказались отвечать на вопрос о своем семейном положении. С семейным положением опрошенных мы разобрались, а теперь посмотрим на состав семей московских покупателей мороженого. Итак, большинство семей (37%) состоит из 2 человек, чуть меньше (34%) из 3 человек, одиноких 21% и семьи из 4 и более человек имеют 8% респондентов. Как правило, в браке рождаются дети. Поэтому интересно посмотреть, сколько же детей (несовершеннолетних) в семьях москвичей, совершивших покупку мороженого. На основании полученных данных складывается следующая картина: нет несовершеннолетних детей у 48% опрошенных, 1 ребенок в семье у 31%, 2 ребенка у 12% и 3 ребенка в семье у 8%. На основании указанного респондентами возраста несовершеннолетних детей, их можно распределить на следующие группы: до 1 года — 36%, от 1 года до 3-х лет — 25%, от 3-х до 6 лет — 17%, от 6-ти до 10 лет — 9%, дети в возрасте от 10 лет и старше — 6%. А 5% респондентов сообщили, что их ребенок еще не рожден.

А вот как распределяются московские покупатели мороженого, в зависимости от полученного ими образования: неполное высшее — 39%, высшее — 28%, техническое — 14%, среднее — 12%, два высших образования — 5%. И 2% опрошенных имеют ученую степень.

От того, какое образование имеет человек, во многих случаях зависит, где и кем он работает, и какое вознаграждение за свой труд получает. Давайте посмотрим, что о своих персональных ежемесячных доходах сообщили нам москвичи, участвовавшие в опросе (табл. 2)

Мужчины
от 701 $ и более
26%
от 501 до 600 $
17%
от 601 до 700 $
15%
от 401 до 500 $
14%
от 301 до 400 $
11%
затрудняюсь ответить
8%
от 201 до 300 $
6%
до 200 $
3%
Женщины
затрудняюсь ответить
19%
от 301 до 400 $
18%
от 401 до 500 $
15%
от 201 до 300 $
13%
от 501 до 600 $
11%
от 701 $ и более
11%
от 601 до 700 $
8%
до 200 $
5%

Таблица 2. Персональный ежемесячный доход покупателей (мужчин) и покупательниц (женщин), совершивших покупку мороженого.

При этом подавляющее большинство москвичей (62%) расплачиваются за мороженое, купленное в продовольственных магазинах наличными, т.е. не используют кредитные карты.

Чем же занимаются москвичи, участвовавшие в опросе? Всех опрошенных, назвавших род своей занятости и совершивших покупку мороженого, можно распределить на следующие группы: специалист — 22%, менеджер (руководитель среднего звена) — 18%, домохозяйка — 15%, руководитель (топ менеджер) — 12 %, студент-учащийся -12%, пенсионер — 9%, частный предприниматель — 5%, гос.служащий — 5%, другое — 2%.

Теперь давайте посмотрим, где предпочитают совершать покупки продуктов питания респонденты, участвовавшие в опросе: в супермаркетах и гипермаркетах — 28%, в несетевых продовольственных магазинах — 21%, в торговых комплексах типа "Мега", "Рамстор", "Глобал сити" и др. — 18 %, в мини-дискаунтерах (дискаунтерах) — 14 %, в мелкооптовых магазинах типа METRO — 11 %, в павильонах (на рынках) — 5 % и через интернет-магазины — 3 %.

А вот данные о том, где обычно приобретают мороженое москвичи: в различных бистро — 26%, в специализированных палатках "мороженое" — 24%, в супермаркетах/гипермаркетах — 16%, в ресторанах/кафе — 14%, в несетевых продовольственных магазинах — 8%, по 5% приходится на мелкооптовые магазины типа МЕТРО и рынки, в интернет-магазинах — 2%. Теперь несколько слов об употреблении мороженого. Как показали опросы, покупатели мужчины и женщины назвали следующие места употребления мороженого:

Место
Мужчины (%)
Женщины (%)
Всего (%)
Дома
71
75
146
На улице
48
59
107
В гостях
23
37
60
В кафе/бистро
18
29
47
В ресторанах
11
18
29
Другие
3
6
9

При этом предпочтение отдавалось следующим видам фасованного мороженого:

Вид
Мужчины (%)
Женщины (%)
Стаканчик вафельный
56
44
Трубочка
35
65
Батончик
57
43
Эскимо
53
47
Брикет
38
62
Весовое мороженое (от 250 г — 3 кг.)
61
39
Торт-рулет
43
57

Во время проведения опросов были приобретены следующие виды мороженого:

Виды мороженого
Приобрели в %
Кофейное
8
Крем-брюле
6
Фруктовое
3
С шоколадной крошкой или шоколадное
14
Ягодное
5
Фисташковое
7
Ванильное
17
Сливочное
16
С орехами
17
С фруктами
7

Как показали опросы и наблюдения, периодичность совершения покупки мороженого (в зависимости от веса) покупателями мужчинами и женщинами следующая:

Вес
чаще 2-х раз в неделю
2 раза в неделю
раз в неделю 1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели
1 раз в 3 недели
1 раз в месяц
до 100 г
2
6
15
29
27
21
от 101 — 250 г
13
19
31
18
14
5
от 251 — 500 г
5
12
23
31
21
8
от 501 — 700 г
8
18
38
23
11
2
от 701-1000 г
6
21
34
20
16
3
от 1 кг и более
6
7
11
19
24
33

И последнее, на что следует обратить внимание — это то, что, по мнению респондентов, являться гарантией качества (за исключением маркировки с указанием даты годности) и может повлиять на решение о совершении покупки мороженого. Ответы распределились следующим образом: 27% опрошенных считают, что место приобретения мороженого является гарантией его качества; 24% считают, что его стоимость; 22% производитель; 15% известность марки и 12% — вид упаковки.

Антонина Разумова, генеральный директор консалтинговой группы ООО "РЕГИОН"

Статья из журнала "МиЗП" № 2/2005 г.