Главная / Полимеры / Широкорулонные флексографские машины. Ситуация после drupa Карта сайта | Контакты

Широкорулонные флексографские машины. Ситуация после drupa

7 февраля 2007

Выставка drupa, проходящая один раз в четыре года в выставочном центре Messe Duesseldorf, по праву называется «олимпийскими играми» печатной отрасли. Традиционно именно на этом форуме гранды мировой полиграфии демонстрируют новейшее оборудование и технологии.

Экономические проблемы Европы, связанные с высоким курсом евро и стагнацией рынков, не могли не отразиться на полиграфической отрасли. Этот факт подтверждает и фраза, саркастически процитированная всеми западными изданиями, освещавшими выставку: «Да-да, количество посетителей уменьшилось, но их качество несомненно стало выше» (394 тыс. посетителей против 428 тыс. в 2000 г.).

Но гораздо важнее другое: больше четверти посетителей, пришедших на выставку, интересовались оборудованием для производства упаковки. Темпы роста рынка оборудования для печати на упаковке по-прежнему остаются одними из самых высоких в полиграфической отрасли. Как известно, существенную часть этого рынка занимает способ флексографской печати, а для производства гибкой упаковки в основном используются широкорулонные флексографские машины.
Поэтому именно флексографское оборудование, привезенное на drupa, будет определять вектор развития рынка упаковки на следующие четыре года.

На выставке свою продукцию представили более 20 производителей широкорулонных флексографских машин (не считая тех, кто выпускает только вспомогательное оборудование и машины глубокой печати), и практически на каждом стенде можно было увидеть «железо». География участников вполне традиционна. Основные страны-производители подобного оборудования – Германия, Италия и Тайвань, причем итальянские производители составляют более половины всех участников. Помимо представителей вышеперечисленных стран, в выставке принимали участие компании из Испании, Чехии, Бразилии, Японии. Не было компаний из США, но на европейском и, тем более российском рынке эти производители практически неизвестны. Поэтому можно сказать, что выставка собрала практически всех ведущих поставщиков.

Попробуем создать обобщенный портрет современной флексографской машины на основании впечатлений с выставки.

Итак, что же такое флексографская машина «поколения drupa 2004»?

Количество секций
Машина оснащена восемью или десятью печатными секциями, не считая дополнительных (например, секций глубокой печати, которые иногда устанавливаются в линию).
Стоит отметить, что восьмикрасочные планетарные машины стали общепризнанным стандартом несколько лет назад. Тогда же появились и первые десятикрасочные печатные машины. Основная идея, воплощенная в их конструкции – возможность безостановочной смены заказа (фактически печатает половина машины, в то время как на другой половине производится смывка и замена анилоксовых и формных валов). Однако эта схема оправдывает себя только при стабильной загрузке производства однотипными заказами.

Стоит отметить, что в современных машинах, как и раньше, используются спиртовые краски. Прогнозы об увеличении доли использования УФ-красок в печати гибкой упаковки себя не оправдали — в первую очередь из-за очень высокой стоимости самих красок. Но все же на drupa можно было увидеть одну широкорулонную машину, предназначенную для печати УФ-красками.

Формат машин
На сегодняшний день основное предложение – машины с шириной печати от 800 до 1300 мм, и ширина 1200-1300 мм продолжает лидировать по популярности. Однако сокращение тиражей обусловило тенденцию к уменьшению формата. При наличии устойчивого объема небольших заказов покупатели выбирают более узкую машину, что позволяет добиться лучшей загрузки оборудования и сократить простои.

Системы формных и анилоксовых гильз
Гильзы (“sleeves”) де-факто стали стандартом в широкорулонных флексомашинах. Главное преимущество гильз – простота их установки на машину. Для замены гильз в печатной секции требуется не более минуты, в то время как на старых моделях на это уходило десять-пятнадцать. При этом собственно формный или анилоксовый цилиндр (пневмошпиндель), на который надевается гильза, снимать с машины не нужно. Гильзы легки, стоят дешевле обычных цилиндров и более удобны в хранении. И, что не менее важно, гильзы дали возможность разработать концептуально новые печатные машины, в которых используется бесшестеренчатый привод (gearless). На этом поле и произошло, на наш взгляд, главное событие drupa 2004 в области флексографии.

Средний класс подрос и дал серьезный бой старшему
В классических (шестеренчатых) машинах вращение формному и анилоксовому валам передается от центральной шестерни, которая приводится во вращение главным двигателем. Под бесшестеренчатыми машинами подразумевают машины, в которых формный и анилоксовый цилиндры на каждой секции приводятся во вращение собственными электродвигателями. Скорость вращения всех валов синхронизируется общим компьютером.

Основные преимущества, которые дает эта технология, были описаны уже бесчисленное множество раз, но вкратце стоит их напомнить:
— возможность бесступенчатого изменения длины оттиска (в обычных машинах длина оттиска зависит от шага зуба шестерни, обычно 5 или 10 мм)
— отсутствие расходов на шестерни и подшипники
— возможность точной «подгонки» оттиска под заданную длину
— расширение диапазона толщины запечатываемых материалов
— более простая и быстрая регулировка приводки
— повышение качества печати за счет отсутствия проблем, обычно вызываемых шестеренным приводом (полошение и т.п.)

В целом можно сказать, что концепция прямого привода в сочетании с системой формных и анилоксовых гильз – одно из самых серьезных достижений во флексографском машиностроении за последнее время, сравнимое с внедрением цифровых печатных форм и началом широкого применения УФ-красок в печати этикеток.

Первые машины, использующие технологию gearless, появились 10 лет назад, задав планку для всех игроков на рынке. Но первоначально все преимущества таких машин казались весьма сомнительными на фоне их баснословной цены. Стоимость таких машин была на 40-60% выше классических аналогов, при этом предлагали их всего 2-3 фирмы, поэтому понятие «конкуренция» в этом сегменте было весьма условным.
Тем временем остальные производители превратились в отстающих. Классическую машину модернизировать в бесшестеренчатую было невозможно – технология требовала принципиально новых решений в конструкции печатных секций и, кроме того, разработка электронного управления всеми приводами была связана с определенными сложностями. Дискуссии о целесообразности внедрения gearless-машин не ослабевали, а «средний класс» времени даром не терял. За четыре года его представителям удалось в корне изменить ситуацию. На прошлой выставке гораздо более заметным был разрыв между производителями группы «А» (типичные представители – немецкие компании Windmoeller&Hoelscher и Fischer&Krecke) и компаниями группы «B» (куда входит большинство итальянских производителей). Сейчас при беглом взгляде на спецификации представленных машин становится ясно, что если вторая группа и не догнала лидеров, то, по крайней мере, вплотную приблизилась к ним, совершив своего рода революцию.

В переводе на язык цифр это значит, что если раньше бесшестеренчатая машина обошлась бы заказчику в 1,8-2,5 млн. евро, то сейчас охочий до новинок клиент может смело ориентироваться на уровень в 0,7-1 млн. евро.

Стоит ли оно того?
Казалось бы, какова принципиальная разница, если еще два-три года назад новую флексографскую машину в Италии можно было купить за 400 тыс. евро? Не слишком ли дорогое удовольствие?
Попробуем прояснить ситуацию. Рост курса евро и общее падение производства сказались на европейском полиграфическом машиностроении с точностью до наоборот.
Стоимость машин возросла не только в долларовом исчислении — поднялись и цены в евро. Отчасти это объясняется тем, что «классические» машины становятся все более и более сложными, и многие из разработок, бывших недавно передовыми, внедряются уже на базовых моделях. Сейчас разница в цене между шестеренчатыми машинами, использующими гильзы и бесшестеренчатыми – порядка 15%. Стоит ли оно того? На наш взгляд, стоит.

Дополнительное оснащение машин
Наглядной иллюстрацией к тезису об общем усложнении конструкции машин может служить список устройств и опций, которые стали сегодня нормой для машин среднего класса:

— автоматическое позиционирование печатной секции и установка предварительной приводки
— моторизованная регулировка натисков (давления между печатным, формным и анилоксовым цилиндрами)
— моторизованная регулировка продольной и поперечной приводки
— отсутствие гидравлических приводов
— панель управления с сенсорным дисплеем, с которого производится управление всеми функциями машины
— система удаленной диагностики через модем
— системы размотки и намотки «нон-стоп»
— сложные системы видеоконтроля и обнаружения дефектов печати
— камер-ракельные системы второго поколения с возможностью быстрой замены как ракельных ножей, так и самих камер
— система автоматического контроля вязкости

Максимальная скорость машин группы «В» сегодня составляет 350-380 м/мин. Время на полную смену заказа – порядка 30 мин. Для сравнения – цифры для класса «С» составляют 200-250 м/мин и 1,5-2 часа соответственно.

Тем не менее, стоит упомянуть и функции, характерные для машин класса «А». Итак, помимо систем, приведенных выше для класса «В», топ-модели оснащаются:
— автоматической системой регулировки натисков
— автоматической системой регулировки продольной и поперечной приводки
— системой автоматической смывки печатных секций
— системой смены тиража без остановки машины
— роботизированной загрузкой гильз

Конструкционные скорости этих машин достигают 500-600 м/мин. Смена заказа может производиться без остановки печати, но только при условии, что общее количество используемых секций не превышает красочности самой машины (например, для 10-красочной машины 5 и 5 или 4 и 6). При необходимости полной смены заказа на это уйдет от 10 до 15 мин.

Время покупать
Итак, каковы же выводы? В первую очередь, очевидно, что ситуация на рынке выравнивается. Если четыре года назад бесшестеренчатые машины могли показать только ведущие компании, то сейчас можно без преувеличения сказать, что данная технология из элитной превратилась в общедоступную. Практически все технические решения, которые применяли флагманы отрасли, сегодня воплощены инженерами менее известных фирм. Время среднего класса наступило, и главное – не терять времени. В такой динамичной отрасли, какой является сегодня флексография, ситуация может измениться очень быстро.
Не кажется ли вам, что все возможное в области разработки печатных машин уже сделано? Или революционные технические решения еще ждут нас на Ipex 2006 или drupa 2008? Но это уже тема отдельной статьи.

// Денис Кузнецов «Арсенал Индустрии»