Главная / Полимеры / Как выбрать оборудование Карта сайта | Контакты

Как выбрать оборудование

7 февраля 2007

При выборе оборудования предприниматели, как правило, стараются выбрать наиболее качественные модели машин. При таком подходе к проблеме выбора велика вероятность попасть в ловушку подмены целей и понятий. Само по себе качество оборудования — условие крайне желательное, но далеко не достаточное для процветания бизнеса. Цели предпринимателя, в отличие от обывателя при покупке предметов личного потребления, состоят не во владении красивым, качественным, а потому дорогим и престижным оборудованием. Цель — в создании эффективно работающей производственной системы. Это означает, что производство должно приносить максимум прибыли. В выигрыше окажется тот предприниматель, у которого производство будет приносить больше прибыли за одинаковый промежуток времени.

Промышленное оборудование по своей технической природе не может работать без регулярных остановок на техническое обслуживание. Надежность техники определяется наработкой на отказ, то есть количеством часов, после которых постоянно растущая вероятность поломки приблизится к 100%. Даже если проводить профилактику задолго до наступления такого момента и многократно дублировать важные системы, полной надежности достичь невозможно. Специалисты определяют надежность вероятностными терминами, так называемыми "девятками". К примеру, если турбина выходит из строя в среднем один раз за 1000 циклов (или часов), то ее надежность равна 0,999 или трем девяткам. "Девятки" можно добавлять, но каждая новая девятка будет значительно дороже предыдущей. Причина — в технической нецелесообразности изготовления слишком надежного оборудования. Никому, скажем, не придет в голову применять в составе промышленного оборудования дублирующую систему управления по примеру двухконтурной системы торможения автомобиля.  Впрочем, предприниматели часто пользуются методом дублирования технологических цепочек. На любой электростанции, к примеру, устанавливаются несколько энергоблоков.При этом надежность промоборудования, как правило, ниже надежности автомобилей, самолетов и бытовой техники. В то же время оборудование работает, в среднем, годы и десятилетия, то есть гораздо дольше, чем перечисленные образцы инженерной мысли. В чем тут дело? Дело в наличии технической поддержки эксплуатации.

Если смотреть на проблему создания производственной системы под этим, назовем его "эксплуатационным", углом зрения, то становится понятно, что выбор оборудования — задача более сложная и интересная, чем принятие решения по результатам сравнения технических характеристик и цен продукции конкурирующих поставщиков.

По результатам многолетнего общения с опытными производителями мы знаем, что к убыткам приводят только длительные простои оборудования. Такие простои связаны с неизбежными поломками и обслуживанием напряженно, иногда круглосуточно  работающего оборудования. В такой ситуации велика вероятность сорвать сроки выполнения заказа и потерять клиента. Отсюда становится понятным распространенное высказывание немецких производителей промышленного оборудования: "Сервис важнее качества". Почему сервис — важнейшая составляющая повышения надежности работы производственной системы?

В технике существует понятие эксплуатационной технологичности, включающее в себя простоту технического обслуживания и диагностики, ремонтопригодность и взаимозаменяемость. Наиболее эффективной будет та производственная система, которая будет обеспечивать наибольшую исправность оборудования при минимальных эксплуатационных затратах. Для этого, в соответствие с вышесказанным, оборудование должно быть доступно в обслуживании. Неисправности должны достаточно просто диагностироваться, что особенно важно для оборудования с микропроцессорным управлением, Запчасти должны быть доступны в кратчайшие сроки, а их поля допусков и посадок должны обеспечить полную взаимозаменяемость. Электромоторы, нагреватели, подшипники, ремни, датчики и другие часто выходящие из строя элементы в идеале должны быть отечественного производства или иметь соответствующие аналоги. Ремонт при серьезных поломках должен быть не только в принципе возможен, но и доступен по цене.

Подобных примеров  множество. Из всего сказанного можно сделать несколько выводов.

Во первых, никакое оборудование не может работать без поломок.

Во-вторых, производство не будет надежно выпускать продукцию  без наличия квалифицированных, хорошо обученных операторов и хорошо организованного административного управления.

В-третьих, исключительно важна сервисная, техническая поддержка со стороны поставщика, а лучше — со стороны производителя оборудования, заключающаяся в быстрой поставки запасных частей и наличии горячей линии, по которой можно не только оперативно получить ответы на возникающие вопросы, но и заказать приезд наладчика или квалифицированной ремонтной бригады.

По сути, выбор и приобретение оборудования — самая простая стадия создания производства. Гораздо сложнее творчески и со знанием дела создать надежно работающую производственную систему. Такую систему, которая будет работать эффективно, надежно и долго.

К созданию подобной системы нужно и подходить системно, комплексно, учитывая все многообразие факторов окружающей вас деловой и производственной среды. Купленное оборудование должно быть буквально встроено в систему сервиса. Только та армия побеждает, у которой в тылу трудятся талантливые ученые и конструкторы, есть мощная и хорошо работающая индустрия, обеспечен быстрый и бесперебойный подвоз военного имущества, налажена разведка, связь и эффективное управление войсками. Точно так же претендовать на стабильный успех на рынке сможет только тот производитель, который приобретает созданное в нашей стране либо серьезно адаптированное импортное оборудование, за спиной у которого будут находиться мощные сервисные службы, кто сможет лучше обучить операторов, быстрее решать любые возникшие технические и технологические задачи.